“Функционал системы планомерно расширяется с учетом потребностей пользователей. Так, в ближайшее время в PSS (Passenger Service System – ИФ) будет добавлена функция по работе с задержками и отменами рейса, сменой воздушного судна, овербукингом. Продолжается работа над возможностью оплаты рейса одной авиакомпании милями другого перевозчика”, – отмечают в Ростехе.
Система подстраивается “под новые бизнес-требования, законодательные инициативы и изменения на рынке”, отметил директор по развитию “РТ-Проектные технологии” (входит в “Ростех”, развивает “Леонардо” совместно с “Сиреной-Трэвел”) Александр Кужекин.
Овербукинг – намеренная продажа авиакомпанией большего числа билетов, чем количество мест в самолете. При пересадке “невместившегося” пассажира на другой рейс авиакомпания выплачивает ему денежную компенсацию. В России этот механизм не узаконен, хотя широко распространен в мире. Некоторые авиакомпании при этом выступали за легализацию овербукинга, среди них “Аэрофлот“. Гендиректор компании Сергей Александровский в сентябре 2023 года заявлял о работе с Минтрансом над соответствующими нормативными актами.
“Закон об овербукинге позволит всем авиакомпаниям выйти из “серой” зоны. Все понимают, что в том или ином виде овербукинг на рейсах бывает, например, это происходит при вынужденной замене самолета, когда по техпричинам приходится использовать самолет меньшей вместимости. При этом права пассажиров остаются не защищены”, – пояснял Алексадровский.
Особую целесообразность овербукинга он видел для лоукостера “Победа” (входит в группу “Аэрофлот”).
Минтранс в конце прошлого года сообщал о поиске “взаимоприемлемого для пассажиров и авиакомпаний решения данного вопроса”, а также работе по внесению изменений в законодательство, “направленных на защиту прав пассажиров при овербукинге, в том числе устанавливающих размер компенсаций”. Изменения в Воздушный кодекс, касающиеся овербукинга, обсуждались на заседании общественного совета при Минтрансе во вторник, однако доступ для СМИ был закрыт. В открытой части мероприятия статс-секретарь – замглавы ведомства Дмитрий Зверев назвал предполагаемые изменения “победой пассажирского комплекса, с другой стороны – эффективной мерой по повышению авиамобильности”.
Официальный запуск “Леонардо” состоялся в 2014 году. Система включает набор решений, построенных по стандартам IАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта), и автоматизирует рутинные процессы для авиакомпаний. В России системой пользуются более 60 перевозчиков, среди иностранных эксплуатантов – “Белавиа” и венесуэльская компания Conviasa.