О том, как прошёл запланированный на июль 2025 года Чемпионат Московской области по высшему пилотажу на поршневых самолётах в репортаже Александра Серёгина, АВИА ЖУРНАЛ РУ.

Чемпионат Московской области по самолётному спорту (высший пилотаж на поршневых самолетах) исторически собирает большое количество сильных участников и крепкий судейский состав. Здесь соревнуются как новички, так и матёрые спортсмены, выступающие на Чемпионате России по самолётному спорту в классе неограниченный – самом элитном первенстве. Поэтому областные соревнования являются подготовкой к общероссийским соревнованиям сильнейших, которые состоятся в городском округе Серпухов в августе на аэродроме Большое Грызлово (класс неограниченный) и в сентябре в Дракино (классы с ограничениями, Як-52 и промежуточный).
В сезоне 2025 года проведение чемпионата Московской области было запланировано на период с 10 июля по 12 июля на аэродроме спортивной авиации ДОСААФ в деревне Дракино, в городском округе Серпухов. Серпуховский аэроклуб со времён СССР принимает как региональные соревнования, так и общероссийские (сейчас в категориях с ограничениями, Як-52 и промежуточный) и имеет важное значение в развитии спортивной авиации России.
При любой погоде
Первоначальные опасения относительно погодных условий отсеялись за несколько дней до старта соревнований. А опасения были связаны с аномально холодным и дождливым июнем в центральной части России. Еще 5 июля было не совсем понятно в какую сторону поменяются погодные условия (метеорологи давали разные данные). Но уже 6 числа пришло поистине летнее тепло! Да ещё какое!
К старту соревнований 10 июля воздух прогрелся до 40 градусов! В течение дня температурные показатели были от 32 градусов в начале дня до 39-40 градусов в пике. К такому после холодного июня никто не готовился. Вот и у организаторов, и спортсменов, а особенно у техников начали возникать мысли, а позволит ли такая невероятная жара провести полноценные соревнования.
Забегая вперёд – позволила! Но всем было нелегко! Да и позволила, это скорее означает – справились! А справились техники, готовившие самолёты к полётам, спортсмены, которые, обливаясь потом в кабине, «крутили» фигуры высшего пилотажа. Один из техников отметил: «Если ещё на пару градусов вырастет температура масла, то всё, я борт не выпущу!».
Пилоты участники
После техников, мастерски подготовивших самолёты к состязаниям, ключевую роль в чемпионате занимают сами участники-пилоты. За неделю до соревнований в списках участников значились 12 спортсменов в 5 группах: класс неограниченный, класс с ограничениями – уровни сложности 1, 2 и 3, класс як-52. Но ближе к старту чемпионата список увеличился, да ещё как! В итоге участниками соревнований стали 23 спортсмена! Добавился ещё и класс промежуточный. Это отличный результат по современным меркам аналогичных мероприятий спортивной авиации. Среди спортсменов было несколько девушек-пилотов, трое из которых удостоились медалей чемпионата: Анастасия Григорьева (класс Як-52), Ксения Гринберг (класс промежуточный) и Екатерина Курылева (уровень сложности 3), выступавшие на самолете Су-29.
Сергей Гуров – он же и один из основных организаторов этих соревнований, боролся в классе неограниченный с известными участниками общероссийских соревнований Александром Васильевым, Дмитрием Шакуровым, а также Павлом Бравковым.
Ключевой организатор и вдохновитель Чемпионатов Московской области Валентин Сергеевич Барабанов выполнял в этот раз функции заместителя главного судьи по безопасности. Валентин Сергеевич – тренер большинства спортсменов нынешнего чемпионата.
Валентин Барабанов, Сергей Гуров, Андрей Поликарпов, представители Федерации самолётного спорта России, представители Серпуховского авиаклуба ДОСААФ, многие спортсмены – все прикладывали усилия для успешного проведения чемпионата. Благодаря общей работе всех этих людей и проводятся соревнования столь высокого уровня.
Что касается судейского состава, в него вошли как заслуженные чемпионы и опытные спортивные судьи: Андрей Поликарпов (главный судья соревнований), Елена Климович, Валентин Барабанов, Лидия Леонова, Светлана Лупанова, Виктор Мухортов, Александр Лукьянов, Майя Боденкова, Владимир Николаев, Вадим Семёновых, так и молодые спортсмены. Оценки, данные таким составом судей, дорогого стоят!
Четверг
10 июля в первой половине дня моторы были оперативно прогреты, и пилоты отправились на тренировочные полёты, украшать неприкрытое облаками солнечное небо над Дракино. К обеду лишь часть лётчиков смогли провести тренировки. В небе свой пилотаж выполняли спортсмены на Як-52, Су-26.
Однако после обеда поступила информация о прекращении полётов из-за введения плана «Ковер». Это означает остановку любых полётов на определённой территории, ввиду наличия тех или иных препятствий. «Ковёр» вводился на территории московских аэродромов, в том числе и аэропортов гражданской авиации.
В этот день пилотам более не удалось поработать в небе над Дракино. Лётная техника была припаркована и обслужена для следующего дня полётов.

Пятница
После четверга, когда после запрета полётов на лицах спортсменов можно было прочитать разочарование, участники с боевым настроем отправились с 11 часов дня покорять небо. Которое, к слову, было уже свободно от «ковра».
Поочередно программу второго дня чемпионата Московской области отрабатывали пилоты разных классов. Так, зачёт в классе Як-52 чередовался с вылетами пилотов на спортивных Су-26, Су-29 и Extra 330 в классах с ограничениями, неограниченный, промежуточный. Показывали свой пилотаж судьям и соперникам спортсмены-девушки.
А вот со стороны обывателя за полётами было наблюдать крайне увлекательно. Чистое небо позволяло, особенно в послеобеденный период, рассмотреть все фигуры высшего пилотажа, что выполняли пилоты в небе. Все без исключения полёты выглядели захватывающими с земли. Безусловно, чей-то пилотаж смотрелся более эффектным (но это не означает что судьям все понравилось, и пилот получил высокие баллы!), а какой-то менее.
Пятничные полёты были завершены в районе 17 часов по местному времени, пилоты и судьи отправились отдыхать после напряженного жаркого дня.
Суббота
В субботу программа полётов была ещё более насыщенной. Активно в классе Як-52 пилоты показывали фигуры высшего пилотажа, на этих же бортах крутили пилотаж и участники уровней сложности 2, 3 (Дмитрий Горобец, Наталия Богданова, Виктория Кравченко, Константин Лабецкий, Виктор Моисеев, Руслан Филипов, Роман Аверин, Анастасия Григорьева, Сергей Купцов, Антон Романов, Антон Савин, Сергей Сюткин).
Як-52 – легендарный учебно-спортивный самолёт времён СССР. Основная масса участников соревнований начинала свой лётный путь именно с этого типа спортивных самолётов. В этот день соревнований и должны были определиться призёры и победители в каждом из классов. В этом году конкуренция была колоссальной, особенно в классе Як-52, где за чемпионство боролись опытные спортсмены.
По итогам соревнований наилучший по мнению судей пилотаж продемонстрировал известный пилот Роман Аверин – опытный мастер пилотажа на Як-52. Роман стал чемпионом Московской области 2025 года.
Зрелищные полёты показали судьям и зрителям пилоты в классе промежуточный: Алексей Иванов на Су-26, Александр Руткевич на Exra 330 LX, Олег Ларионов на Су-29ПФ и Ксения Гринберг на Су-29ПФ. Для Ксении это было первое соревнование в классе промежуточный, в котором она принимала участие. До этого были соревнования в уровне сложности 2 («2-ая лига») и в Авиагонках. Классические соревнования по самолётному спорту — это своя философия и новый виток карьеры профессионального пилота. «Чемпионат был действительно жаркий. Обычно даже тренировки в плюс 30 летать не совсем комфортно (ловишь утро или вечер для полётов), а здесь еще и соревновательное волнение, но оно немного и отвлекало от жары в моменте. Могу отметить, что в такую жаркую погоду устаёшь значительно сильнее, чем при комфортных температурах. Что касается самих соревнований, то изначально, я шла на них с целью потренироваться поскольку крайние две недели «ковры» не давали возможности достаточно летать, поэтому это стало шансом подняться в небо, получить соревновательный опыт и пообщаться с единомышленниками, а в итоге получилось неплохо и по результату. Свои ошибки я видела прямо в полёте, постараюсь их исправить и повысить качество полётов на следующих соревнованиях» – так прокомментировала своё выступление Ксения.
С земли очень интересным смотрелся пилотаж, который продемонстрировал Александр Руткевич на Extra 330 LX. Александр немало времени посвящает тренировкам фигур высшего пилотажа на таких самолётах, как Extra 330 и Pitts, выступает на различных авиашоу, работает с дым-системами. Его опыт, очевидно, и сказался на выступлении в рамках областного первенства – от полёта невозможно было глаз отвести. Именно его выступление наиболее пришлось по душе судьям, и он стал победителем в своём классе. Олег Ларионов и организатор Русских авиационных гонок Алексей Иванов также порадовали всех участников соревнований своими выступлениями. Это очень опытные пилоты, настоящие мастера своего дела.
В классе с ограничениями победителем стал Павел Бравков, опытный пилот спортивных самолётов, мастерски владеющий Су-26. В этом классе он опередил Сергея Гурова, также летавшего на Су-26.
Что касается самого элитного класса самолётного спорта – неограниченный, вечерняя борьба за судейские баллы развернулась нешуточная! Дмитрий Шакуров показал невероятно зрелищный пилотаж на своем Су-26М2 в красивой ливрее. Наблюдать его полёт было одно удовольствие, и он подарил массу положительных эмоций тем, кто наблюдал его выступление. В окончании эффектного пилотажа Дмитрий, помахав крыльями всем смотрящим на земле отправился на заслуженный отдых. Выступление пилота было высоко оценено судьями и серебро чемпионата досталось именно ему, по итогам двух программ (известной и неизвестной) Дмитрий заработал 76,7 балла. Стоит сказать, что Дмитрий Шакуров участник общероссийских соревнований в классе неограниченный, где соперничает с лучшими российскими пилотами, так что опыта у этого спортсмена предостаточно.
Александр Васильев, ещё один постоянный участник всех возможных соревнований, многократный призер и победитель различных первенств. Он настоящий труженик и фанат авиации, готовый всегда прийти на помощь своим товарищам. В дни поведения чемпионата Александр вёл борьбу с коллегами-пилотами, иногда вырываясь вперёд по количеству судейских баллов. Он также является участником соревнований в классе неограниченный на Чемпионате России. По баллам он одержал победу в неизвестной программе, опередив Сергея Гурова. Однако в известной программе заработал только четвёртое место. В итоге, победы в неизвестной программе ему хватило для бронзы в общем зачёте, он заработал 76,1 балла.
Ну а победу по итогам подсчетов судейских баллов, завоевал Сергей Гуров – 78,9 балла. Это человек, который буквально делает настроение всем окружающим, несёт позитивные эмоции. В небе Сергей крутил свой Су-26 так, что пилотаж получился ярким, запоминающимся. Выступление этого пилота хотелось бы увидеть на общероссийских соревнованиях в классе неограниченный.
После окончания соревнований, Сергей Гуров поделился своими впечатлениями и ответил на некоторые вопросы: «Впечатления от чемпионата 2025 года по истине фантастические! Во-первых, соревнования проводились в сложных условиях – жара до 34 градусов тепла в тени. Несмотря на это самолёт вёл себя достаточно хорошо для успешного выступления, для заправки самолёта Су-26 мы используем топливо Б91, и оно при такой жаре ещё не закипает, а вот в кабине было жарко. Но могу отметить, что когда взлетаешь и начинаешь выполнять комплекс, то о жаре уже не думаешь. Во-вторых, за пару недель до старта соревнований были постоянные ограничения полётов, причины которых не стоит объяснять, и в этом плане я считаю нам повезло, что «ковер» объявляли только в четверг и он не повлиял на соревнования. Своё выступление я оцениваю высоко. Мне пришлось постараться, выступая сразу в двух классах, в том числе в самом престижном классе неограниченный, где моими конкурентами были опытные спортсмены. Я действительно искренне рад своей победе в этом классе. Хочу также отметить, что это был для меня дебют в этом классе соревнований. И это доставило мне двойную радость. После такого успеха на областном первенстве мне безусловно хочется попробовать свои силы уже на Чемпионате России в Большом Грызлове в августе, однако из-за продолжающихся ограничений полётов тренировок пока очень мало, по этой причине для меня пока всё не определенно».
Борьбу в классе неограниченный можно охарактеризовать одним словом – азарт. Когда эти яркие спортивные болиды поднимались с грунта аэродрома Дракино в небо, при этом сам пилотажный квадрат буквально расплывался маревом, чувство нацеленности участников на борьбу ощущалось в каждом движении ручкой управления самолётом. Ошибки в пилотаже, которые тоже были, говорили о том, насколько важно спортсменам быть сконцентрированными на каждом элементе полета в накале борьбы.
Чемпионат Московской области по самолётному спорту на поршневых самолётах, 19-й по счету, был жарким, эмоциональным и выразительным. Характеры пилотов читались в небе и на земле, а действующий парк техники интересен фанатам спортивных видов авиации. Су-26, Су-29, Extra, Як-52 – все эти не новые, но находящиеся под пристальным вниманием пилотов и механиков самолёты всё также спустя десятилетия радуют и самих спортсменов, и судей, и организаторов, и зрителей на лётном поле Серпуховского аэроклуба в деревне Дракино.
До новых встреч, друзья, в небе и на земле!
Фотогалерея награждения, автор фотографий награждения – пилот, спортсменка, судья Ирина Гришина: