23 октября 2025 г., AviaStat.ru – Планы по обеспечению авиакомпаний России отечественными воздушными судами обсудили на очередном заседании Общественного совета при Росавиации под председательством Николая Ивановского. Об этом сообщает AVIA.RU со ссылкой на данные пресс-службы ведомства.
Участие в обсуждении приняли замминистра транспорта Владимир Потешкин, замминистра промышленности и торговли Геннадий Абраменков, председатель Общественного совета при Минтрансе России Татьяна Горовая, а также представители предприятий авиационной промышленности и эксплуатантов воздушных судов.
Открывая заседание, руководитель Росавиации Дмитрий Ядров отметил, что российское авиастроение в последние годы сталкивается с серьезными вызовами и занимается выводом на рынок отечественных воздушных судов разной размерности и назначения в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран.
«Поскольку Росавиация занимается сертификацией воздушных судов, мы понимаем, насколько непросто в текущих реалиях реализовать тот или иной проект. В отличие от крупнейших мировых авиастроительных компаний, перед российским авиапромом стоит задача выполнить весь комплекс работ самостоятельно, опираясь только на внутренние возможности, причем сделать это в весьма сжатые сроки. Несмотря на объективные сложности, вижу, что совместные усилия Минтранса, Минпромторга, Росавиации, заводов-изготовителей и предприятий кооперации дают нужный результат и в обозримом будущем на рынок выйдет целая линейка импортозамещенных воздушных судов», – сказал Ядров.
Подробнее о проводимой работе рассказал заместитель руководителя Росавиации Сергей Страмоус. К 2030 году президент России поставил задачу обеспечить долю отечественных самолетов в парке авиакомпаний не менее 50% — это необходимо в том числе для увеличения авиационной подвижности населения в полтора раза к уровню 2023 года. Для решения этой задачи Росавиация уделяет особое внимание процессу сертификации новых моделей воздушных судов, ключевой приоритет — самолеты и вертолеты должны быть безопасными.
Были рассмотрены ключевые проекты:
Импортозамещенный самолет МС-21 – Объединенная авиастроительная корпорация рассчитывает завершить сертификационные испытания в 2026 году, после чего стартуют поставки этих лайнеров в авиакомпании; импортозамещенный самолет SJ-100 – поставки должны начаться в 2026 году; самолет Ил-114-300 – передача первых машин в коммерческую эксплуатацию намечена на 2026 год; самолет Ту-214 – продолжается серийное производство машин, стоит задача увеличить темпы выпуска самолетов и начать поставлять в авиакомпании уже полностью импортозамещенную версию; ЛМС-901 «Байкал» – сертификация ожидается к декабрю 2026 года, самолет уже планируют задействовать при выполнении лесоавиационных работ в Красноярском крае (Уральский завод гражданской авиации (УЗГА; разработчик машины) и альянс «Аэрохимфлот» заключили контракт на 50 воздушных судов, первоначальное использование «Байкалов» для авиаработ позволит выявить эксплуатационные особенности машины без рисков для пассажиров и усовершенствовать конструкцию); ТВРС-44 «Ладога» – начало испытаний запланировано на IV квартал 2026 года, сертификация ожидается в 2029 году; ЛМС-192 «Освей» – сертификация запланирована на 2027-2029 гг.
Также идет разработка и модернизация самолетов «Танго», «Борей», СП-30, Як-118, вертолетов Ми-34 и «Ансат-М». В перспективе они могут стать основой для обучения курсантов летных училищ и частных пилотов, т.к. способны обеспечить как первоначальную подготовку таких специалистов, так и более сложные этапы освоения навыков.
Ход работ по новым типам российских самолетов и вертолетов регулярно оценивается в Координационном центре правительства России, на заседаниях штаба по сертификации авиационной техники в рамках спецпроекта «Гражданская авиация», отметил Дмитрий Ядров. Цель работы штаба — выработка корректирующих решений в сфере сертификации для реализации программы обновления парка воздушных судов гражданской авиации России. Прошло уже более десяти заседаний штаба. Так, в минувшем сентябре обсудили ход сертификации двигателя ПД-8 и регионального самолета Ил-114-300.
«Перед авиастроением и воздушным транспортом стоят амбициозные цели и нет сомнений, что новый парк современных отечественных воздушных судов в России появится, и задача, поставленная президентом, будет выполнена. Спрос на авиаперевозки достаточно высокий, россияне любят пользоваться воздушным транспортом, поэтому отечественный флот окажется востребованным. Вместе продолжим информировать общественность как о развитии самолето- и вертолетостроения, так и гражданской авиации нашей страны», — подытожила итоги заседания председатель Общественного совета при Минтрансе России Татьяна Горовая.