Ксения — пример того человека, который смог воплотить свои мечты в жизнь! Небо, самолёты, высший пилотаж…
Всё это в откровенной беседе с девушкой-авиатором, Ксенией Гринберг.
Как стать пилотом, что для этого нужно и почему упорство в любом деле рано или поздно даёт свои плоды!
Вопрос:
Ксения, Вы родились в городе Пермь, это авиационный город или нет, что можете рассказать о нём?
Ответ:
Да, считаю, что Пермь можно назвать авиационные городом по двум аспектам (предприятия) и конечно же спортсмены-пилотажники, которые принесли много побед на международном уровне.
Вопрос:
С чего началось Ваше увлечение авиацией, что стало триггером?
Ответ:
С детства люблю технику, а самолёт — эти высшая ступень в мире техники)) Также фильмы и книги про бродячих пилотов, особенно произведения Ричарда Баха усилили желание окунуться в 5-ый океан.
Вопрос:
Расскажите подробнее о самых первых шагах в Вашей лётной карьере?
Ответ:
Мой путь был долгий и тернистый. Мечтать об авиации я начала лет в 14, дальше не поверила в возможность и оставила мечту чем-то красивым и далеким. Затем в 19 лет, мне написала знакомая девушка в VK, что они сейчас развивают полёты на самолетах и не хочу ли я полетать? Конечно, хочу и так я попала на аэродром Луговское и совершила первый полёт на самолёте Golf-100.
Здесь небо украло мое сердечко, и я спустя много лет нашла у себя пост, что обязательно получу пилотское удостоверение и буду летать. Но до этого ещё было долго.
Дальше ввиду стоимости такого увлечения я летала очень редко (раз в год делала себе подарок), но уже после окончания университета и появления работы я начала увеличивать количество полетов.
Дальше я сдала экзамены в Росавиации, но пилотское удостоверение не получила, была волна закрытия АУЦов и мне не повезло.
После этого я стала искать пути развития в авиационном мире и встретила Як-52 и так в мою жизнь вошёл высший пилотаж, здесь я и поняла, что это то, что я хочу и что мне дарит мощные эмоции.
Стала участвовать в соревнованиях, все стало складываться и были первые победы.
Дальше мой триггер по пилотскому снова проявил себя, ведь интересно ещё делиться полётом с близкими людьми и я начала искать лётную школу и мой выбор был сделан в пользу S7 Aero, где я подучила заветное PPL. Теперь летом — спорт на Як-52, а зимой красивые маршрутные полёты на Cessna-172.
Вопрос:
Как проходило Ваше обучение в аэроклубе, это были какие-то теоретические программы или больше практические занятия?
Ответ:
Обучение, если мы берём высший пилотаж — это все-таки больше индивидуальная история и здесь больше практики, разборов полёта на земле.
Обучение в S7 Aero как раз сбалансированно и воспитало культуру пилота.
Вопрос:
Кто были Ваши инструктора и может кого-то можете особенно отметить, кто повлиял на Вас?
Ответ:
Каждый инструктор на моем пути мне дал очень много.
Мой самый первый инструктор Даниил Пьянков — открыл мир авиации, учил выполнять каждый полёт на 5+.
Мой первый инструктор по пилотажу Соловьев Александр — научил чувствовать самолёт, задал стиль Пермской пилотажной школы, этому человеку я благодарна за все.
В S7 Aero Арсен Маркосян — открыл мир маршрутных полетов, научил без страха общаться с диспетчерами, привил культуру полетов, я шла учиться ради пилотского удостоверения, а в итоге полюбила самолёт Cessna -172 и возможность путешествий, как когда-то читала в книгах.
А теперь важный человек в сегодняшнем пилотажном пути — Владимир Ильинский. Восхищаюсь его пилотажем, стараюсь учиться у мастера и конечно благодарна за то, что учит чемпионскому мышлению.
Вопрос:
Любопытно, с одной стороны, Вы уже в достаточно раннем возрасте решили связать свою жизнь с авиацией, но в тоже время Вы не стали получать образование пилота или лётчика, чем был обусловлен Ваш выбор?
Ответ:
В 14 лет, я думала, что стать пилотом гражданской авиации — это для круглых отличников и супер-людей, плюс меня манила профессия юристом (хотела защищать людей), поэтому сложился такой путь, очень интересный))
Вопрос:
Расскажите, как Ваши родственники и друзья отнеслись к тому, что Вы станете пилотом авиации, какая была реакция родных?
Ответ:
Неоднозначно) Часть близких очень волновалась, например мама узнавала о полетах спустя некоторое время. Папа, наоборот, гордился и рассказывал всегда, что я летаю. Но, наверное, когда ты уверен в своём выборе — никто не может как-то повлиять на тебя.
Вопрос:
Что для Вас было самым трудном на первом этапе вашей лётной карьеры?
Ответ:
Примитивно, но зарабатывать на полёты, лет 10 работы нон-стоп. Теперь вроде бы могу позволить полёты, но работа забирает 90% времени.
Вопрос:
Можете вспомнить свой первый самостоятельный полёт в сравнении с полётом в качестве пассажира на легкомоторном самолёте, какие ощущения и реакция была у Вас?
Ответ:
Первый самостоятельный полет был в конце декабря за несколько дней до нового года.
Мне понравилось, самостоятельный полёт — это как подтверждение, что ты уже пилот))
Вопрос:
Чем Вы занимались помимо лётной подготовки, увлечения, работа?
Ответ:
Кроме полетов большая часть жизни — это работа. Несколько направлений: своя digital компания flash_smm (маркетинг, smm, коммуникации), подарочный отдел и последний полтора года управление семейным охранным бизнесом «Альфа». А ещё я увлекаюсь большим теннисом!
Вопрос:
Какие типы самолетов Вами освоены к текущему моменту и какие может быть в планах на освоение?
Ответ:
Golf-100, Cessna-172, Як-52 – освоены.
Цели Як-55, Су-26/29, Extra.
Вопрос:
Golf-100 – что за самолёт и почему он стал Вашим первым тренировочным самолётом? Чем он Вам запомнился?
Ответ:
Данный самолёт был единственным в клубе, когда я пришла учиться. Отличный борт, за счёт лёгкости ты постоянно работаешь в полёте, также у него отличный обзор.
Вопрос:
Ваш первый самостоятельный вылет состоялся в декабре 2013 года – почему зимой? Или нет разницы между полетами зимой и летом?
Ответ:
Просто поучилось ввиду моих редких полетов, в этот период видимо чаще получалось приезжать на полёты, и инструктор допустил к самостоятельному. Но зимой действительно воздух стабильнее и чем-то проще летать.
Вопрос:
После Вашего первого полёта прошло три года, и в 2016 году, как следует из Вашей краткой биографии, Вы подняли в воздух всем известный пилотажный Як-52, как так вышло и почему Вы обратили свой взгляд на спортивную авиацию?
Ответ:
Ввиду своей борьбы с Росавиацией за пилотское удостоверение я стала искать новые горизонты полёта для себя.
Вопрос:
Когда и где произошло Ваше знакомство с Як-52? Что можете сказать об этом самолёте?
Ответ:
Знакомство произошло в Перми, аэродром Фролово.
На сегодняшний день — это лучший самолёт. В нем сочетается брутальный и покладистый характер. Самолёт предсказуемый. Интересный, я понимаю, что можно ещё очень много отработать пилотажных фигур и научиться на этом самолёте.
Вопрос:
Вами был освоен еще и классический Cessna-172 – летаете по маршрутам? Далеко?
Ответ:
Самый дальний перелёт — это Рязань, на данный момент. Но очень хочется перелёты несколькими бортами, например до Алтая 😀
Вопрос:
Какие самолёты у Вас в планах освоить в ближайшем будущем? Extra-330? Или может реактивные?
Ответ:
Як-55 и Extra-330 очень интересны, надеюсь в сезоне 2023 обязательно получится.
Реактивная техника прекрасна, но адекватно оцениваю свои возможности, плюс в поршневом классе мне ещё многому нужно научиться.
Вопрос:
Любопытно, Вы разбираетесь в «начинке» своего самолёта с технической точки зрения, может модернизируете что-то или этим занимается специальный техник?
Ответ:
Мне это интересно, я всегда стараюсь крутится поближе к самолету, когда проводятся работы, но увы пока я только любопытный наблюдатель.
Вопрос:
Расскажите о спортивной авиации – когда Вы попали в этот мир, что о нём изнутри Вы узнали, что Вас удивило или огорчило, как Вы в нём себя нашли?
Ответ:
Мир спортивной авиации — это особенное место. Спортивный дух и дух дружбы все вместе — это приятно удивляет. Огорчает отсутствие новой техники, ждем самолёт laros 🤞 Никогда не думала, что соревнования так затягивают, когда выезжаешь на соревнования, то погружаешься во взрослый пионер лагерь и в этом есть своя романтика.
Вопрос:
Как проходит Ваш день спортсмена, принимающего участие в чемпионате России по самолётному спорту, можете рассказать обывателю, малознакомому с нюансами распорядка дня спортивного пилота?
Ответ:
Если мы берём именно соревновательные дни, тогда первым делом цель выспаться, плотно позавтракать, пройти медицину и отправляемся на брифинг. Здесь получаем указание по погоде, обстановке, проводится жеребьевка и далее ждёшь свой вылет. Важно на земле максимально отработать свой полёт, прокрутить все в голове. Берём в руки «шарабору» и ходим по воображаемому квадрату, думаем, как нас будет сносить ветерком, как будет полёт выглядеть с судейских позиций. Далее, когда тебе пора лететь, главное побороть волнение и выполнить все чему успел научиться.
Вопрос:
Расскажите о своих достижениях, каких успехов Вы уже достигли и к чему будете стремиться?
Ответ:
По 3 лиге — было 1 место. По 2 лиге — 2 место. Дальше цель перейти в лигу як-52/intermedia и выступить достойно.
Вопрос:
Как коллеги мужчины по самолётному спорту относятся к девушке-пилоту?
Ответ:
Отлично, ведь все мы одинаковы влюблены в авиацию.
Вопрос:
Кстати, о гендерном равноправии – самолётный спорт для посвященных в это дело всегда был даже чуть больше женским, чем мужским видом спорта. По крайней мере в команде СССР было не мало женских фамилий, какой расклад сейчас в этом спорте с Вашей точки зрения?
Ответ:
Мое мнение, хотя мужчин сейчас больше по количеству, но никто сильно не разделяет по гендерному признаку. И важно, девушек в авиации снова становится больше 😊
Вопрос:
У Вас есть кумиры в самолётном спорте, неважно из России или зарубежных пилотов? Если да, то кто они и почему?
Ответ:
Из российских пилотов — Светлана Капанина, красивый пилотаж и высокие достижения. Владимир Ильинский — четкий пилотаж со своим индивидуальным почерком.
Вопрос:
Насколько Вы выкладываетесь, участвуя в соревнованиях по своим ощущениям? Рискуете или стараетесь не рисковать, выполняя пилотаж?
Ответ:
На данном этапе я летаю аккуратно, но стараюсь на максимум.
Вопрос:
Что касается проведения чемпионата России, Вам как в общем-то новому поколению спортсменов, чтобы хотелось изменить в этой дисциплине, что-то убрать или добавить?
Ответ:
Все устраивает.
Вопрос:
Как Вы думаете, с чем связана низкая популярность авиационного спорта в России сейчас? Как прийти к тому, чтобы спорт стал популярен в массах?
Ответ:
Думаю, несколько причин, в какой-то момент не было практически никакой информации о том, как стать пилотом-спортсменом, сейчас с развитием соцсетей легче найти и узнать, где и как этому учат. Также момент финансовый, спорт не из самых доступных. Прийти поможет популяризация и дальнейший интерес спонсоров, меценатов, который даст возможность летать.
Вопрос:
Как Вы попали в этот интересный проект?
Ответ:
Однажды на аэродроме в ожидании полетов рассказывала пилотам чем я занимаюсь, тк на тот момент я была новенькая в Дракино. Через какое-то время час-два в момент разбора полётов подошли пилоты и один из создателей проекта Алексей Иванов, оказалось, что проект в поиске специалиста по продвижению и после этого мне было назначено собеседование, затем был тестовый период и затем мы стали работать.
Вопрос:
Что такое авиагонки для Вас, как Вы их видите и ощущаете?
Ответ:
Авиационные гонки — это больше чем работа, тк данный проект всегда требует индивидуального и творческого подхода, плюс в лётный сезон в нашей команде мы все работаем в режиме многозадачности. Проект дарит людям мечту, яркие воспоминания, эмоции.
Вопрос:
В чем разница между авиагонками и классическим самолётным спортом?
Ответ:
Авиагонки — это драйв, скорость, для зрителя очень интересно.
Самолетный спорт — тонко, ювелирно. Для спортсмена — это личная победа и соревнование с самим собой, чтобы показать максимум.
Вопрос:
Что касается аналогичных соревнований, то были всем известные Red Bull Air Race? А есть ли в мире ещё проекты схожие по концепции с Русскими авиагонками и Red Bull Air Race?
Ответ:
В данный момент Русские авиационные гонки — единственные в мире!
Вопрос:
Чем Вы занимаетесь в проекте Русские авиационные гонки?
Ответ:
Smm, коммуникации, развитие.
Вопрос:
Для Вас как для спортсмена, что дали в Вашем опыте Русские авиационные гонки?
Ответ:
Полёт по трассе даёт уникальный опыт и драйв, который есть только в гонках.
Вопрос:
Насколько большая разница в пилотаже (может в нагрузках и прочее) между прохождением воздушной гоночной трассы на спортивном самолёте и классическим пилотажем во время чемпионата России по самолётному спорту?
Ответ:
В пилотаже стараешься выполнить каждую фигуру красиво, чёткие линии, равномерные.
Проходя трассу, пытаешь сократить время, придумываешь решения, чтобы быстро и безопасно улучшить время.
Разные задачи, но интересно все.
Вопрос:
Чтобы Вы хотели изменить в Русских авиационных гонках?
Ответ:
Хотелось бы добавить количество гонок, регионы у вас есть шанс успеть написать нам 😃
Вопрос:
Что нужно сделать для того, чтобы зрителей стало приходить всё больше на Русские авиационные гонки?
Ответ:
Мы максимально активно продвигаем себя в соцсетях, сми, работаем в этом направлении, в целом замеряя динамику с каждым годом — мы растём, интерес и просмотры становятся выше.
Вопрос:
Какие пилотажные группы России и мира Вам нравятся, может следите за кем-то конкретным?
Ответ:
Стрижи, Русские Витязи, Реакторы, Первый полёт.
Звезда скоро порадует новыми сюрпризами в 2023 году.
В мире намного более развит данный сегмент, поэтому сложно перечислить.
Ксения, большое спасибо за уделённое время!
Спасибо!