В крайние дни уходящего 2025 года, когда предновогодняя суета набирает обороты, АВИА ЖУРНАЛ публикует материал, который должен был увидеть свет еще год назад. Ирония судьбы: сегодняшнее интервью, которое изначально планировалось как первое в 2025 году, стало завершающим! Тем не менее, я надеюсь, что уважаемый читатель с пониманием отнесется к временным особенностям изложения и ретроспективному характеру этого текста.
Сегодняшний наш герой — Игорь Владимирович Потапкин, авиатор, путешественник, просветитель и мастер сверхлегкой авиации.
Он родился 9 мая 1972 года в Майкопе, Республика Адыгея. С юных лет увлекался парашютным спортом, начав заниматься им в 1986 году. С 1992 года начал покорение неба на параплане. А дальше — больше! Дельталеты, мотопарапланы, парамоторы — всё это стало его жизнью и судьбой. Преодолев годы тренировок и усердной работы над собой, Игорь становится в 2003 году на чемпионате в Англии абсолютным чемпионом Мира. После этого были новые соревнования, победы, награды…
Его богатый опыт в сверхлегкой авиации позволил ему заняться рекордными полетами, в том числе в сотрудничестве с известным во всем мире рекордсменом Фёдором Конюховым. Но обо всем по порядку!
Запись беседы с Игорем состоялась ещё в декабре 2024 года, но из-за плотного графика полетов и тренировок завершить материал смогли только сейчас.
Игорь Владимирович, здравствуйте! Можете рассказать, что представляет собой сверхлёгкая авиация ?
Сверхлёгкая авиация — это категория летательных аппаратов с максимальной взлётной массой до 495 килограммов. В неё входят парапланы, мотопарапланы, паралёты, дельтапланы, мотодельтапланы, а также сверхлёгкие вертолёты и самолёты.
Как сейчас обстоят дела в сфере сверхлёгкой авиации? Продолжается ли её развитие?
Ситуация в сверхлёгкой авиации страны усложнилась из-за политических и экономических факторов. Однако, несмотря на это, отрасль продолжает развиваться. Благодаря своей простоте и мобильности, сверхлёгкая авиация демонстрирует более высокие темпы роста по сравнению с другими видами авиации. Например, для полётов на параплане или мотопараплане не требуется аэродромный комплекс, а для паралёта — сложная инфраструктура. Это позволяет энтузиастам самостоятельно выбирать площадки для полётов. В отличие от самолётов и вертолётов, привязанных к аэродромам, сверхлёгкие аппараты обеспечивают большую свободу передвижения.
Сейчас я направляюсь на юг, в Майкоп, и в багажнике моего автомобиля находится мотопараплан. Я могу выбрать любую подходящую площадку по пути и совершить полёт. Хотя для этого необходимо подавать полётный план, этот процесс обычно не вызывает затруднений, особенно для опытных пилотов. Однако существуют зоны с ограничениями из-за работы ПВО, и важно учитывать эти факторы.
Если говорить о развитии, то как дилер компании «Паравис», я могу поделиться некоторыми наблюдениями. «Паравис» является ведущим отечественным производителем парапланерной и паралётной продукции, включая парашютное оборудование. В настоящее время у них наблюдаются очереди на оборудование , что свидетельствует о высоком спросе и загруженности производства.
Каковы текущие тенденции в производстве моторов для сверхлёгкой авиации?
В сверхлёгкой авиации используются как импортные, так и российские моторы. Около 90% двигателей импортируются, но Рыбинский завод успешно производит моторы для паралётов, такие как РМЗ-550. В 2023 году возникли трудности с поставками австрийских и японских карбюраторов, но в 2024 году были найдены альтернативные решения. Многие детали изготавливаются на заводе, а карбюраторы заменяются китайскими аналогами. Импортные комплектующие и моторы поставляются через нейтральные страны.
По итогам 2024 года можно отметить, что производство парапланерного оборудования в России не только не прекратилось, но и демонстрирует положительную динамику. Единственным значительным минусом является ежегодное повышение цен на продукцию и материалы. Ожидается, что в 2025 году рост цен составит около 10%.
Существует ли в России Федерация сверхлёгкой авиации, или всё основано на деятельности отдельных частных клубов?
В России действует Всероссийская федерация сверхлёгкой авиации, штаб-квартира которой находится в Москве. Федерация курирует региональные отделения, число которых составляет около 27. Недавно в Москве прошла ежегодная конференция Федерации. Её полномочия включают регулирование деятельности в сфере сверхлёгкой авиации, решение возникающих проблем, защиту прав участников и планирование мероприятий на следующий год.
У вас есть несколько проектов, например, клуб в Турово, что в подмосковном Серпухове. Расскажите, что это за проект и чем вы там занимаетесь?
В Турово мы обучаем полетам на мотопараплане и паралете. Помимо обучения, у нас много задач. Мы развиваем спортивную составляющую клуба, проводим ежегодные соревнования и чемпионаты. Также мы стремимся заинтересовать людей сверхлёгкой авиацией. Это делаем через выступления на авиашоу, таких как МАКС и фестиваль НЕБО. Ещё мы организовали пилотажную группу на паралётах. Раньше она называлась «Крылья России», но сейчас мы сделали ребрендинг и теперь она называется «Игра Гравитации». Группа выступает на различных мероприятиях с показательными программами, полётами с флагами и лентами, групповым и одиночным пилотажем, парамотоболом и трюками в воздухе. Пилоты клуба на 90% формируют сборную Москвы и Московской области по сверхлёгкой авиации и участвуют во всероссийских спортивных мероприятиях. Клуб в Турово — не единственная наша площадка. Первым клубом был майкопский паралётный клуб, который в 2024 году отметил своё 28-летие. Там мы также проводим показательные выступления, тренировки и соревнования.
Кроме проектов, связанных с обучением и спортом, у нас есть и проекты по установлению рекордов. В Майкопе мы готовимся к дальним перелётам, например, к «Перелету-2020» (маршрут от Санкт-Петербурга до Владивостока, 9700 км). Наша площадка — это лаборатория, где мы готовимся к глобальным путешествиям на высоте и на большие расстояния.
Расскажите подробнее о клубе «Полёт» в Майкопе, Краснодарский край?
Клуб находится в Адыгее, в городе Майкоп. Полёты проходят в горах Республики Адыгея. Мы летаем по всему южному региону — в Пятигорск, на побережье, в Анапу, Благовещенское и другие места. Также организуем праздничные полёты, например, поздравляем детей с Новым годом, когда Дед Мороз и Снегурочка прилетают на паралётах. Постоянно проводим занятия с новичками. Я являюсь руководителем и учредителем клуба «Полёт».
Обучение новичков — одно из основных направлений нашей работы. Мы активно развиваем сверхлёгкую авиацию в республике Адыгея. Однако, если говорить об инфраструктуре, то такие клубы, как «Полёт», играют ключевую роль в развитии этого направления в регионе. Планерный и парашютный спорт сейчас находятся в упадке, хотя раньше Адыгея была одним из самых сильных регионов по подготовке парапланеристов и парашютистов.
Как прошёл для вас спортивный сезон 2024 года? Чем он запомнился и каких высот удалось достичь?
Раньше я сам участвовал в соревнованиях как спортсмен, но сейчас я организатор и судья соревнований. У меня есть общероссийская судейская квалификация. Я стараюсь мотивировать всех, кто занимается сверхлёгкой авиацией, заниматься спортом, так как считаю, что спорт помогает совершенствовать навыки пилота. В этом году наша команда провела кубок и чемпионат Москвы и Московской области по мотопараплану, паралёту и авиагонкам. Все соревнования прошли в Турово, в Серпухове.
Также я считаю, что установление рекордов — это тоже спортивная деятельность. В этом году мы совместно с Фёдором Конюховым установили рекорд, совершив полёт к Северному Полюсу. Это было невероятное путешествие, которое потребовало много усилий и подготовки. В северных широтах мы пролетели на паралёте 440 километров и совершили посадку на Северном полюсе.
Есть ли что-то, что вы не успели или не смогли реализовать в 2024 году в области сверхлёгкой авиации?
Всё, что я планировал, я реализовал. Провели сборы в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарии, в Чегемском ущелье. Все соревнования прошли успешно, и цель долететь до Северного полюса также была достигнута. 2024 год мы провели с чувством выполненного долга.
Авиагонки на паралётах
В этом сезоне в Турово прошли соревнования по авиагонкам на паралётах и мотопарапланах. Расскажите подробнее об этом событии.
Недавно наш клуб стал частью Федерации авиагонок. В России традиционно проводят соревнования на поршневых и реактивных самолётах, но теперь в программу включили и полёты на лёгких аппаратах весом до 115 килограммов. Это позволило провести соревнования на паралётах и мотопарапланах. Я всегда рад новому опыту и расширению спортивного кругозора, поэтому мы с удовольствием организовали эти соревнования на нашей площадке.
Пилотам понравилось участвовать, а для многих это возможность получить спортивные разряды. Ребята из других дисциплин сверхлёгкой авиации тоже с интересом присоединились.
На 2025 год уже запланированы даты соревнований. Мы также планируем проводить региональные состязания и работать над организацией всероссийских гонок, которые в 2024 году проходили в Ленинградской области. Все наши соревнования интересны зрелищностью и доступностью для зрителей. Можно даже рассмотреть организацию тотализатора, как это делают в Европе.
Соревнования будут проходить в несколько этапов?
Это будет серия мероприятий в разные месяцы лета. Мы проведём чемпионат и Кубок Московской области, а также соревнования в Москве. По итогам этих этапов лучшие спортсмены поедут на российский чемпионат. Кубок мы стараемся провести за один раз, чтобы не растягивать процесс.
Чемпионат по авиагонкам длится неделю и включает квалификационные и соревновательные полёты.
В 2024 году такие гонки проводились впервые или уже были раньше? Есть ли подобные соревнования в мире?
Это наш второй сезон. В мире подобные соревнования называются слалом. Там трасса состоит из пилонов, и есть определённые правила. Наши гонки немного демократичнее: можно добавлять элементы в зависимости от пилонов. Это позволяет сделать шоу более зрелищным для зрителей.
В наших гонках участвуют паралёты и мотопарапланы с рацио-установками вместо шасси. У мотопарапланов есть двухместный вариант, а у паралётов — одноместный и двухместный.
Какой опыт требуется пилоту, чтобы участвовать в авиагонках?
Перед соревнованиями проводятся квалификационные полёты, где оценивают опыт пилота. Обычно требуется налёт не менее 50 часов и уверенное пилотирование. Судья решает, допустить ли пилота до трассы. На чемпионате России участвуют только спортсмены не ниже 1-го разряда.
Как судьи оценивают полёты? Только по времени или есть другие критерии?
Основные критерии — скорость и чистота прохождения трассы. Судьи следят, задел ли пилот пилон, в каком секторе он его взял. Есть правило пролететь через дополнительный конвейер. Штрафы можно получить за нарушения, такие как задержка в зоне ожидания или нарушение порядка прохождения трассы. Возможны и дисквалификации. Судья контролирует старт, финиш и порядок выполнения упражнений.
Кто входит в вашу команду по авиагонкам?
В судейскую команду входят Алексей Киреев и Александр Головлёв из Федерации сверхлёгкой авиации Москвы. Они действующие спортсмены, поэтому хорошо понимают, что оценивать. Среди активных участников из Подмосковья и Москвы — Виталий Решетняк, Алексей Боревников, Евгений Белошицкий, Наталья Шатайло и Вероника Казимирова. Также в команде Даниил Князьков, мастер спорта, и Александр Головлёв, самый возрастной участник, которому 61 год. Он продолжает летать и участвовать в турнирах, несмотря на свой возраст.
О технике
Что, на ваш взгляд, более экстремально и захватывающе — паралёт или мотопараплан?
Эти два вида летательных аппаратов имеют много общего, но мотопараплан даёт более острые ощущения. Отсутствие фюзеляжа и шасси, а также использование рюкзака с мотором для взлёта создают уникальную динамику полёта. Чувство высоты и пространства становится гораздо ярче.
Каковы скорости и перегрузки, с которыми сталкиваются пилоты на паралётах и мотопарапланах? На какой высоте проходят соревнования и как далеко пилоты находятся от земли?
Перегрузки во время соревнований достигают примерно 4g, что достаточно много для этого типа летательных аппаратов. Высота полётов обычно не превышает двух метров, что является предельно малой высотой. Средняя скорость составляет 70–75 км/ч, но она может варьироваться в зависимости от площади крыла. Если соревнования проходят над водой, разрешается использовать акселератор, что увеличивает риск ошибок. При полётах над сушей использование ускорителя запрещено, и скорость немного ниже.
Существуют ли технические изменения в двигателях для участия в соревнованиях, или используются стандартные модели?
В спорте всегда есть место для тюнинга. Это касается как двигателя, так и крыла. Для увеличения скорости пилоты выбирают небольшие крылья и мощные двигатели. Однако в последнее время мировое сообщество в дисциплине слалом начало ограничивать уменьшение площади крыла, так как это может привести к травмам и даже гибели пилотов. Поэтому сейчас устанавливают определённые критерии, такие как нагрузка на единицу площади. Пилоты стремятся к перегрузу, чтобы получить преимущество в скорости, поэтому на соревнованиях строго следят за полётным весом и вводят ограничения.
Проводятся ли соревнования на паралётах и мотопарапланах зимой?
Зимой соревнования проводятся, но реже. В основном это клубные мероприятия, направленные на поддержание формы и получение удовольствия. Они часто проходят в выходные дни и служат подготовкой к летнему сезону. Авиагонки зимой пока не проводились, но есть идея организовать ночную гонку с освещением. Также планируется ночной матч по мотоболу.
На этом первая часть материала завершена, продолжение в следуюущей публикации.
Автор интервью — Александр Серегин
Авторы фотографий использованных в материале: Александр Серегин, Евгений Сафронов
Ссылки на проекты Игоря Потапкина: Игра Гравитации и канал в Телеграм, пилотажная группа Крылья России