Авиасалон МАКС-2021 – Вертолёты России

Все дни МАКСа 2021 публике демонстрировался пилотаж на боевых вертолётах, состоящих на вооружение в ВКС России, либо планируемых к вводу в строй в ближайшие годы. Но также были продемонстрированы и гражданские образцы техники.

Александр Серёгин
Главный редактор, Фотограф АСППА ИМАДЖЕС

Боевые вертолёты были представлены следующими моделями ОКБ им. Миля – Ми-28 МН, Ми-35 М, Ми-38 Т. А ОКБ Камова, также входящее в состав Вертолётов России, представляли – Ка-52 и Ка-62. Последний это гражданский вертолёт, который вызывал местами повышенный интерес зрителей. В яркой эффектной раскраске этот образец вертолётной техники показал интересный пилотаж во все дни МАКС 2021. Но, не всё так просто с этим аппаратом.

«Касатка» — память о прошлом

Любители авиации со стажем, а тем более специалисты, помнят МАКС 1999 года и МАКС 2001 года, а также более поздние авиасалоны, где «камовцы» презентовали винтокрылую «лошадку» для военных целей — Ка-60 «Касатка». Такое прозвище вертолёт получил за свой внешний облик. И ведь действительно, хорошая эта была традиция – Ка-50 «Чёрная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ка-60 «Касатка». Но что самое интересное — похожи! Судьба «Касатки», а ныне Ка-62 уходит корнями в СССР.

Данное изделие имеет сложную многоходовую судьбу. Сначала этот вертолёт был Ка-60 — чисто военная многоцелевая машина, которую в Камове начали создавать еще в 1984 году. Предполагалась создать многозадачный вертолёт, способные перевозить грузы, осуществлять разведку, участвовать в спасательных кампаниях. Вертолёт грузоподъемностью 2 тонны внутри фюзеляжа и 3 тонны — на внешней подвеске был призван заполнить нишу отечественного вертолётного парка, которую ранее занимал Ми-4. Но этим планам не было суждено сбыться.

В 1990-м был построен натурный макет, а в 1997-м — прототип вертолёта — Ка-60-1. Это был первый разработанный по одновинтовой схеме в ОКБ Камова вертолёт с четырехлопастным несущим винтом и одиннадцати лопастным рулевым. Как и многие проекты этого периода разработка канула в лету на какой-то период времени. Всего было построено 2 образца. Первый полёт Ка-60 совершил лишь в 1998 году, а в 2010 году прототип Ка-60-1 был потерян в ходе аварийной посадки в Подмосковье во время очередного испытательного полёта.

Но и после возобновления работ над вертолётом в нулевые, возникло множество вопросов к его разработке, поскольку сначала предполагалось использование отечественных двигателей, а впоследствии и вовсе пересмотрели проект в сторону иностранных силовых установок и систем. Очевидно, что на фоне кризиса 2014 года этот проект по своей сути потерпел крах.

Но в 2016 году была презентована именно гражданская модель вертолёта, фактически не только похожего, но и являющегося самым непосредственным наследником Ка-60. На первых образцах Ка-60 были установлены два отечественных турбовальных двигателя РД-600, а на образцах Ка-62 установлен французский Ardiden 3G.  В «ОДК-Климов» и поныне ведут разработку силовой установки на замену французской, проект ВК-1600В. О сроках подготовки и реализации пока не известно широким массам.

Но установленный французский двигатель, это не единственное основное устройство иностранного производства в этом вертолёте. Установка импортного двигателя повлекла за собой использование множества иностранных компонентов, что в текущих реалиях является достаточно сомнительным в плане серийного выпуска этого вертолёта. Кстати, в проекте «Касатка» было заявлено применение 60% составляющих вертолёта из композитных материалов, что даже по нынешним отечественным меркам является весьма существенным показателем.

В марте 2020 года сообщалось, что арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина начала строительство вертолетов Ка-62, запустив в производство шесть машин опытной партии.

В конце 2020 года по данным ТАСС стало известно, что были возбуждены три уголовных дела по фактам хищения средств в ходе постройки проекта Ка-62, суммы хищений оглушительны – порядка 3 млрд. рублей. Комментировать это вообще не хочется.

Как сложиться дальнейшая судьба проекта Ка-62, мы узнаем через несколько лет. А вообще, с точки зрения зрителя данный аппарат явно смотрится эффектно и оставляет приятное впечатление, только вот зря, что не «Касатка» — звучит неплохо! Такие машины могли и могут помогать людям в каждодневных проблемах, выполняя задачи по линии МЧС, ГИБДД, и даже доставки корреспонденции и товаров.

Ночной охотник или «Апач» по-русски — звезда авиасалонов

Однако, наверное, с пилотированием такого вертолёта, как Ми-28 НМ мало что может сравниться.

Лётные испытания нового ударного вертолета Ми-28НМ начались двенадцатого октября 2016 на Московском вертолетном заводе им. М. Л. Миля. Тогда в воздух поднялся первый опытный образец ОП-1. Визуально главное отличие новой боевой машины от предыдущих версий — «срубленная» носовая часть. Также существенно изменен фонарь кабины, что привело к улучшению обзора.

Что касается силовых установок, то в рамках проекта Ми-28НМ было предложено использовать новые двигатели ВК-2500П-01/ПС, однако будут ли они в итоге использоваться и выпускаться массово, пока непонятно. Разработчик двигателя «ОДК-Климов» конкретные данные и сроки не представляет.

Этот вертолёт, как и всё семейство, обладают исключительными лётными качествами, которые не раз были доказаны в ходе различных специальных операций по линии ВКС России, в том числе в Сирии. Ввиду чего пилотаж на этом вертолёте действительно является высшим, и то, что может показать этот вертолёт всегда запечатлеется в памяти любого зрителя надолго.

Не стал исключением и МАКС 2021, в ходе которого Ми-28НМ каждый день демонстрировал свои лётные качества, восхищая как специалистов, так и публику. Конечно, без смелого и отважного, хорошо подготовленного экипажа эта «птичка» никогда бы не выдала такого эффектного пилотажа.

Ми-35М — наследник «Крокодила»

Сольный пилотаж показал и Ми-35М. Это глубокая модернизация хорошо себя зарекомендовавшего транспортно-боевого вертолета Ми-24, который получил в войсках прозвище «Крокодил». Это та «вертушка» которая выручала и спасала ребят в горячих точках, порой ценой жизни пилотов и самого аппарата.

В 2010 году Минобороны РФ заказало 22 вертолета Ми-35М со сроком поставки в 2010-2015 годах. Ми-35М поставлялся в российскую армию, известно об около полусотни поставленных серийных машинах с 2011 по 2016 годы. Помимо России эксплутантами данного вертолета являются Венесуэла – 10 вертолетов (обозначение Mi-35М2 Caribe), Бразилия – 12 вертолетов (обозначение AH-2 Saber), Азербайджан – 24 вертолета. Но это все, что было известно, вертолёты были заказаны, а исполнены ли контракты или нет данные не приводились.

Вертолет предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых, а также для перевозки грузов, в том числе на внешней подвеске. Выпуском вертолёта занимается предприятие ОАО «Росвертол», расположенное в Ростове-на-Дону.

Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М оснащается модернизированной обзорно-прицельной системой ОПС-24Н, которая совместима с системой ночного видения, БРЭО и может использоваться как в дневных, так и в ночных условиях. Вертолет получил тепловизионную систему наблюдения, а также приборы ночного видения, что позволяет обнаруживать и распознавать цели на расстоянии в несколько километров в любое время суток. Помимо этого вертолет оснащается современной спутниковой системой навигации, которая связана с бортовым компьютером вертолета. Это позволяет сократить время расчет маршрута, определения навигационных параметров, выдачи маршрута на экран монитора командира вертолета более чем в 2 раза.

Ка-52 «Аллигатор»

Вертолёты России — выводы

Вертолёты весьма востребованы в современном мире и чем больше будет разработок и серийных модификаций, тем это в большей мере упростит жизнь человеку, как пользователю этими летными аппаратами. Востребованность именно гражданскими винтокрылыми машинами подтверждена за последние десять лет устойчивой статистикой их применения в МЧС России, когда вертолёты и их пилоты буквально спасают жизни граждан России в том числе детей, перемещая последних с мест ДТП и в иных случаях заболеваний людей из одного лечебного учреждения в другое за несколько минут или часов. Поэтому любые наработки в плане гражданского вертолётостроения можно только приветствовать.

На самом деле, в плане пилотажа выделить кого-то особенно сложно, все винтокрылые аппараты отлетали на МАКС 2021 на высший балл, комментировал полёты бард Николай Анисимов, а музыкальное сопровождением были его известные песни про винтокрылые машины, в том числе песня «Вертолётик» и некоторые другие.

Продолжение следует.