Як-152
В этот яркий солнечный день массовые полеты начались в 10 часов утра, когда в небо поднялся поршневой учебно-тренировочный самолет Як-152. Это изделие давно ждут на лётных «полях» нашей Родины. Он мог бы стать продолжением династии учебно-тренировочных самолётов ОКБ Яковлева. Легендарный Як-52 – до сих пор самый массовый спортивно-тренировочный самолёт на котором проходят обучение при лётной подготовке, а также проводится Чемпионат России по самолётному спорту. Як-152, как говорят его разработчики, это во многом продолжение, осовремененное развитие того самого Як-52, но по сути другой самолёт и для спортивного пилотажа не предназначенный.
Это изделие условно входит в состав учебно-боевого комплекса Як-130 и включает в себя процедурный тренажёр, учебный компьютерный класс и средства объективного контроля. Як-152 имеет полностью унифицированное с Як-130 информационно-управляющее поле кабины (в кабине два больших монитора с выводом параметров систем самолёта). Расчёт делался на поэтапность подготовки лётного состава – после поршневого Як-152, молодой пилот без больших проблем и временных потерь может пересесть на реактивный Як-130 и продолжить обучение уже на более серьёзной технике.
Самолет Як-152 имеет не композитный аэроплан, а металлический. Летает на керосине, двигатель дизельный, Ред А03, мощностью 500 л.с. Винт трёхлопастной, МТВ 9, такие использует группа высшего пилотажа «Первый полёт» на своих пилотажных Як-52. Скорость сравнима с легендарным собратом – 150 – 160 км/ч. Имеет систему кресельного катапультирования с использованием пиросредств через фонарь. Систем улучшения устойчивости и иных современных систем на этом самолёте в настоящий момент не предусмотрено. Конечно, строго говоря, в большей степени это учебная парта для курсантов 3-5 курса лётного училища. Но пока, к великому сожалению эти самолеты существуют лишь в двух экземплярах и выпустится ещё не одна тысяча курсантов, прежде чем эти изделия массово поступят в училища.
Чувство неба на планёре MDM 1 Fox
После тренировки Як-152, полёты возобновились лишь во второй половине дня, когда в воздух поднялся на самолёте «буксире» Wilga 2000-1 планёр MDM 1 Fox под управлением бесстрашного чемпиона Владимира Ильинского. Владимир — абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на планёрах. Сам же MDM 1 Fox представляет собой двухместный акробатический планёр, изготовленный из композитных материалов.
После нескольких минут набора высоты и вывода на точку начала пилотирования, планёр начал красивейшее пилотажное снижение к взлётной полосе ЛИИ Жуковского, на которую в итоге и совершил эффектную посадку. Обтекаемость формы планёра, его длина и размах крыльев оставляют впечатление умиротворенности, глядя на это без двигательное изделие кружащее в небе.
От одного представления о том, что там сидит человек, а мотора у этой махины просто нет и планирует он к земле, ловко управляясь с этим аппаратом, вызывает бурю эмоций и переживаний. Конечно все переживания от незнания, Владимир Ильинский мастер своего дела и для него этот полёт великая радость продемонстрировать собравшимся зрителями красоту безмоторного полёта и постараться передать чувство неба, с чем он справлялся каждый день на МАКС 2021 с большим успехом и срывал бурю аплодисментов на посадке.
Публика МАКСа 2021
Кстати, людей на МАКС 2021 в дни публичного посещения было не так уж и мало. Но, конечно, гораздо меньше, чем в прошлые годы, когда посещаемость МАКС 2021 била все рекорды и яблоку на поле было негде упасть. Но все кто пришли и смогли попасть в пандемийное время остались довольны – в достаточно спокойной обстановке можно было наблюдать и полёты и посетить павильоны, толкучки не ощущалось по моим наблюдениям.
«Партизан» по имени ТВС-2МС
В 14 часов в воздух взмыл ещё один «продолжатель» легендарного самолёта прошлого – Ан-2 «Кукурзник». Это изделие ТВС-2МС «Партизан». Имеет на кромке нижнего крыла 8 электромоторов. По своей сути это испытательный образец – лаборатория. Существенно были улучшены, как заявляют разработчики, летные характеристики самолёта и его управляемость. На нём отрабатываются автоматические системы управления.
Разработка проекта ТВС-2МС началась в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА, Новосибирск) в октябре 2010 года. Аббревиатура ТВС-2МС расшифровывается как «турбовинтовой самолёт — 2 члена экипажа модернизация СибНИА». В названии машины пришлось отказаться от сокращения «Ан», так как оно зарегистрировано на украинское ГП «Антонов». Хотя, сказать прямо, вопрос регистрации за украинским Антоновым наименования «Ан» вызывает в большей степени недоумение, чем понимание, с учётом исторической подоплеки, где и когда разрабатывался легендарный Ан-2.
Напомню, что 6 марта 1946 года было образовано ОКБ-153 по гражданским и транспортным самолётам при Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Его главным конструктором стал Олег Константинович Антонов. Первым заданием ОКБ стал сельскохозяйственный самолёт СХА-1, позднее переименованный в Ан-2.
А уже 31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял в небо первый прототип Ан-2, обозначенный СХА. Самолёт выполнил два больших круга на высоте 1200 метров и после 30 минут полёта совершил посадку.
Так о каком украинском «Ан» может идти речь? Досадно, но однажды кто-то должен исправить эту историческую «юридическую» несправедливость.
Малютка «Sigma 7»
Пилотаж этого мини самолёта едва сильно запомниться зрителям. Как правило, многие в такие моменты, когда в небе летают небольшие пассажирские аппараты уходят в павильоны на просмотр экспонатов.
А вот пилоты любители или даже профессионалы зачастую интересуется именно такими маленькими самолетиками. Не раз и не два я слышал от «водителей» «Арбузов», что они мечтают о своем мини самолётике, в который можно погрузится в паузах отдыха между работой на магистральных лайнерах и ощутить именно ту свободу полёта, которая задумывалась человеком при изобретении летательных средств передвижения.
«Sigma 7» легкий двухместный самолёт с расположением экипажа «бок о бок» и толкающим воздушным винтом. Разработан в ООО «НИК» (г. Жуковский М.О.), главный конструктор С.В. Игнатьев. Самолет «Sigma 7». Предназначен для учебных и тренировочных полетов, авиатуризма, патрулирования, и других полетов не акробатического применения. Самолеты семейства «СИГМА» разрабатываются с 1987 года.
С виду, конечно, самолёт не выглядит надёжным, но впечатление бывает обманчиво и этот «малёк» с удовольствием демонстрировал «пилотаж» в рамках МАКС 2021, будто доказывая большим собратьям, что и я могу «ого-го», «обратите на меня внимание». Особенность этой модели в складывающихся крыльях, что упрощает перевозку аппарата до места базирования и его хранение.
По состоянию на конец II квартала 2021 года завершены наземные прочностные испытания, а также частотные испытания самолёта. Лётные испытания опытного образца проведены сертификационным центром ЛИИ им. М.М. Громова, на их основании на самолёт выдан сертификат лётной годности.
Опытный экземпляр «Сигма-7» в III квартале 2021 года будет передан на эксплуатационные испытания на аэродром Мячково. На 2022 год намечено изготовление трёх серийных образцов, один из которых предназначен для проведения сертификационных испытаний в Германии, ещё два будут поставлены заказчикам в Китай.