Апробацию провели подведомственная агентству «Госкорпорация по ОрВД» совместно с интегратором и оператором сети передачи данных «борт-земля» АО «Инфоком-Авиа» (входит в Ростех) и разработчиками оборудования – ПАО «Алмаз», ООО «Фирма «НИТА» и Производственной компанией «Азимут» (входит в Ростех). Тестирование проходило в аэропортах Внуково (Москва), Пулково (Санкт-Петербург) и Курумоч (Самара) с участием авиакомпаний «Аэрофлот», «Россия» и S7 («Сибирь»).
«Технологический суверенитет страны в области гражданской авиации укрепился благодаря внедрению еще одной отечественной разработки. Команда специалистов успешно выполнила один из важных пунктов «дорожной карты» по внедрению услуг для аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов. Совершенствование процессов взаимодействия с экипажем будет способствовать повышению уровня безопасности полетов», — отмечает заместитель руководителя Росавиации Андрей Потемкин, курирующий в агентстве вопросы использования воздушного пространства, радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи.
До марта 2022 года на территории страны информационный обмен «борт – земля» для российских и иностранных авиакомпаний осуществлялся на базе решений компаний SITA (Швейцария) и ARINC (США). В связи с санкциями, введенными недружественными государствами, зарубежная сеть и сервисы на ее основе стали недоступны отечественным авиакомпаниям. В настоящее время в российских аэропортах метеорологическая и аэронавигационная информация передается экипажам воздушных судов путем голосового радиовещания на расстоянии не более 300 километров от аэропортов.
«В рамках импортозамещения иностранных авиационных сервисов D-ATIS впервые внедряется в Российской Федерации. Сегодня к сети передачи данных «борт-земля» Инфоком-Авиа уже подключены многие российские авиакомпании. Их экипажи получат возможность принимать оперативные сводки по аэродромам на любом этапе полета», — прокомментировали в Госкорпорации Ростех.
Через сервис D-ATIS пилоты получают актуальную информацию о погоде, состоянии взлетно-посадочной полосы, навигационных средствах и другие необходимые данные в цифровом виде. Ранее подобные сводки поступали в голосовых сообщениях. Внедрение сервиса D-ATIS позволяет практически в любой точке мира, на любом расстоянии от аэродрома посадки принимать обновленные сводки через несколько секунд после их формирования органами обслуживания воздушного движения (ОВД), благодаря чему экипаж может заранее подготовиться к заходу на посадку в аэропорту назначения.
«Внедрение D-ATIS повышает безопасность, эффективность и комфорт выполнения полетов за счет быстрого, точного и удобного доступа к критически важной погодной и аэродромной информации. Система предоставляет пилотам ряд значительных преимуществ по сравнению с традиционным голосовым ATIS: повышение оперативности и исключение искажений при получении оцифрованных данных, а не голосовых сообщений, экономия времени и снижение нагрузки на экипаж, удобство интеграции с бортовыми системами – автоматическая загрузка данных в FMS и поддержка системы в EFB, актуальность информации за счет оперативности ее обновления по запросу экипажа», – говорит заместитель генерального директора – летный директор ПАО «Аэрофлот» Эдуард Советкин.
Внедрение цифрового сервиса D-ATIS – это новый уровень получения актуальной информации экипажем, подчеркивает летный директор авиакомпании «Россия» Георгий Баринов: «Для нас особенно важно, что это отечественная разработка, и она ни в чем не уступает зарубежным аналогам. С нетерпением ждем расширения списка аэропортов, обслуживаемых в D-ATIS».
Цифровой сервис D-ATIS планируют поэтапно ввести на всей территории страны. Кроме того, «дорожной картой» предусмотрено внедрение сервисов обслуживания воздушного движения по цифровым линиям передачи данных «диспетчер-пилот» (CPDLC) и выдачи цифровых разрешений на вылет (DCL). Их апробация и внедрение запланированы на 2026 год.