Ирина Гришина в 15 лет впервые полетала на истребителе L-29. В 16 лет прошла обучение на частного пилота на самолете Tecnam 2002. В 18 лет получила лицензию частного пилота на самолете Cessna 172, параллельно начав летать на пилотаж на самолете Extra 330. Тренировалась у Светланы Владимировны Капаниной, многократной чемпионки мира по самолётному спорту. Пройдя семилетний путь становления, в сезоне 2024 года выполнила норматив Мастера спорта России по самолётному спорту!
Александр Серёгин:
Ирина, здравствуйте!
Ирина Гришина:
Добрый день!
Вопрос:
Во-первых, поздравляем Вас с успешным завершением Чемпионата России по самолётному спорту в классе Промежуточный, и с выполнением норматива Мастера спорту по самолётному спорту!
Ответ:
Спасибо большое!
Вопрос:
Сентябрь выдался жарким, солнечным и спортивным – на аэродроме Дракино Вы приняли участие в Чемпионате России в классе Промежуточный, какие Ваши впечатления от состоявшегося чемпионата, какие эмоции?
Ответ:
Впечатлений очень много: сезон был крайне напряженным и тяжелым для меня в силу того, что необходимо было совмещать работу, очное обучение в магистратуре и полёты с важными тренировками на земле. Как ни старалась — к Чемпионату России выйти в лучшей своей форме, ожидания не оправдались. Планировала участие в лиге выше — Advanved, но не получилось подготовить все фигуры, которые решили ввести в этом году. Та же половинка штопорной бочки на вертикале до сих пока не отработана мной до идеальности. Здесь ещё стоит добавить тот факт, что, приняв решение летать в лиге ниже, нужно было слетать идеально и безупречно, чтобы у судей не было возможности снизить баллы. Миссия удалась!
В целом чемпионат прошёл на высоком уровне организации. Участники все показали не только красивые, но и сильные полёты, определённо уровень многих в этом году вырос в разы, и было очень приятно наблюдать за коллегами в небе и радоваться результатам.
Вопрос:
Насколько сильная на Ваш взгляд была конкуренция в этом году в классе Промежуточный, кто-то из соперников заставил Вас поволноваться относительно борьбы за первое место в классе или Вы уверенно лидировали?
Ответ:
Конкуренция в этом году в моем классе была достойная, во-первых, все действующие спортсмены, которые не первый год летают и участвуют в соревнованиях, а, во-вторых, все на самолетах Экстра 330. Этот фактор добавлял сложность в силу того, что нужно было как-то отличаться от всех.
Сложность еще была и в том, как я уже упоминала выше — в необходимости продемонстрировать все фигуры чётко, идеально и безупречно. Я выиграла чемпионат с отрывом, однако всё равно есть моменты, которые не до конца удалось реализовать.
Вопрос:
Расскажите, так чтобы читатель смог сориентироваться, класс Промежуточный, что это вообще такое и из каких программ он состоит, какие фигуры выполняют пилоты, какую технику используют?
Ответ:
Класс Промежуточный – это 1 лига (между 2 лигой и Advanved) появилась в 2014 году. Примерно по фигурам равнозначна лиге Як-52, но введена в силу того, что многие хотели летать в 1 лиге на других самолетах. Сейчас последние годы активно началась усложняться и в этом году была близка к лиге Advanved. А Advanved в этом году начал усложняться ближе к Unlimited….
Вопрос:
Вы, насколько известно, ещё и показываете сольный пилотаж на самолёте Экстра, так называемый фристайл, по крайней мере в 2023 году в Новинках мы это наблюдали, как сейчас складывается или нет с фристайлом у Вас, тренируетесь?
Ответ:
К сожалению, сейчас времени на тренировки фристайла особо нет. Программа со сложными элементами, вращениями под музыку – одна из моих любимых. Очень памятно моё выступление не только в Новинках, но и на аэродроме Мячково 21 мая 2022 года: я выступала под композицию Игоря Корнелюка «Великий бал у сатаны». Очень надеюсь, что в следующем сезоне подготовлю еще программы под различные композиции.
Вопрос:
Вы летаете на самолёте Экстра, это какая-то модифицированная версия спортивного самолёта или же это, что называется, стоковый самолёт?
Ответ:
Первый полёт прототип Extra EA-300 совершил в 1988 году. Поэтому здесь стоит больше говорить о модифицированной версии, чем как о стоковым самолёте. Самолёт очень компактный, маневренный, мощный и при этом гармоничный.
Вопрос:
У Вас нет намерений освоить и другие типы спортивной самолётной техники, например Як или Су, ведь на чемпионате были спортсмены, кто использовал для полётов самолёт Су-26, скажем чтобы добиться успеха на разных самолётах, или Экстра это one love?
Ответ:
Да, мысли были. Однако сложность вся в том, что с каждым годом самолётов российского производства становится всё меньше, их ресурс быстро заканчивается. А учиться сначала на як-52, потом на як-55, потом на су-26 – вопрос времени, которого не так-то много.
Здесь же стоит отметить, что многие пилоты сейчас стремятся пересесть с тех самолетов, на которых заканчивается ресурс, на Экстра 330. Данный самолёт очень хорошо зарекомендовал себя на соревнованиях международного уровня.
Вопрос:
Какие сложности у Вас были с точки зрения пилотажа на чемпионате, с чем Вы столкнулись или их не было вовсе?
Ответ:
Сложности были в большей степени связаны с фигурами, где были фиксированные бочки в верхней точке: петля с бочкой через 180 градусов, как пример. Эти фигуры не тренировались мною в этом сезоне.
Вопрос:
Вы выполнили норматив мастера спорта по самолётному спорту в рамках этого чемпионата, расскажите для обывателя, что это означает и как Вы этого добились технически?
Ответ:
Выполнения норматива Мастера спорта Российской Федерации означает, что спортсмен показал высокий уровень мастерства и достиг определённых спортивных результатов. Технически норматив может быть выполнен на соревнованиях уровня Чемпионата России, не ниже.
В классе Промежуточный – норматив Мастера спорта России может только выполнит участник, который занял первое место.
В классе Advanced – первые 4 места, если я не ошибаюсь. В 2022 году мы с RA-2929G заняли 5 место, не смогли выполнить этот норматив.
Вопрос:
В этом сезоне, у Вас были ещё выступления на каких-либо соревнованиях или показах, или только тренировки и может быть планируете выступления в ближайшее время, пока позволяет погода?
Ответ:
В этом сезоне было еще первое место на Кубке Москвы 2024 летом. Это была отличная тренировка, чтобы всё вспомнить и показать на судейство. К сожалению, был пропущен 18 Чемпионат Московской области в Дракино в силу технических причин.
Вопрос:
Вы, насколько известно, ещё и показываете сольный пилотаж на самолёте Экстра, так называемый фристайл, по крайней мере в 2023 году в Новинках мы это наблюдали, как сейчас складывается или нет с фристайлом у Вас, тренируетесь?
Ответ:
К сожалению, сейчас времени на тренировки фристайла особо нет. Программа со сложными элементами, вращениями под музыку – одна из моих любимых. Очень памятно моё выступление не только в Новинках, но и на аэродроме Мячково 21 мая 2022 года: я выступала под композицию Игоря Корнелюка «Великий бал у сатаны». Очень надеюсь, что в следующем сезоне подготовлю еще программы под различные композиции.
Вопрос:
Что касается переходов и участия в других классах авиационного спорта, а именно класс с ограничениями и неограниченный, будете стремиться участвовать в этих классах в будущем?
Ответ:
Да, планы большие на участие в лиге выше.
Вопрос:
Сейчас время в целом непростое, но авиационный спорт тем не менее живёт своей жизнью, хотя есть и те, кто говорят о том, что раньше было всё лучше — может и так, но лично Вы что думаете о перспективах самолётного спорта, в частности о Вашем участии в нём, ведь по сути Вы уже приложили немало усилий для его некоторого продвижения, есть желание продолжать летать и делать это публично и на авиа шоу и в соревнованиях?
Ответ:
Да, время непростое не только для высшего пилотажа, я бы сказала, что в целом очень непростое время для всех. Однако говорить о том, было ли лучше или хуже – не берусь. Я весной присутствовала на отчётной конференции Федерации самолетного спорта РФ и обозначила для себя интересные перспективы для развития этого спорта.
Я действительно стараюсь прикладывать немало усилий для продвижения и развития самолетного спорта (высшего пилотажа): веду социальные сети, активно рассказываю на мероприятиях про свой спорт, даю советы по подготовке к полётам и даже в магистерской диссертации указала слабые моменты в авиационном виде спорта и пути решения их решения.
Вопрос:
Что можете сказать о площадках для соревнований по авиаспорту, Вам где больше нравится выступать – Большое Грызлово, Дракино, Михеево или ещё где?
Ответ:
На самом деле, сложный вопрос. Большое Грызлово – это наш с RA2929G дом, там мы проводим большую часть наших тренировок и подготовок. Дракино – это место, где я начинала свой путь в высший пилотаж, когда летала с Еленой Викторовной Климович. Поэтому это место всегда ассоциируется с очень теплыми юношескими воспоминаниями, где началось мое становление, как спортсмена.
Михеево – запомнился мне совершенно другим уровнем организации соревнований, там вся инфраструктура была сделана так, чтобы спортсмен максимально был погружен в соревновательную атмосферу: гостиница, кафе, ангары – все на территории.
Больше всего мне понравилось летать на соревнованиях на аэродроме Дракино и Усмань-Шаршки (Липецкая область).
Вопрос:
Самолётный спорт в целом не популярное спортивное мероприятие, но Вам не кажется, что во многом оно искусственно непопулярное, ведь можно же всё организовать без сильных затрат и нервов какие-то минимальные общепринятые условия для такого уровня состязаний? Взять, к примеру мотокросс, еще два года назад там всё выглядело уныло в плане чемпионата страны, а с этого года организация на высоком уровне – трансляции, баннеры, болельщики, да и спонсоры подтянулись уже, или этот путь не интересен пилотам-спортсменам и тут нужна тишина и сосредоточенность?
Ответ:
Нет, на самом деле оно действительно не популярное из-за сложности восприятия: людям тяжело смотреть в небо и фиксировать все фигуры, из-за высоты выглядит не так зрелищно. Те же авиационные гонки всегда собирали большие толпы людей, болельщиков, спонсоров.
Здесь стоит отметить, что высший пилотаж можно и нужно развивать, чтобы в том числе сделать не только массовым, но и популярным- секрет весь в полётах под музыку со сложными элементами, именно на это, по моему мнению, необходимо сделать акцент, а именно: речь идет про фристайл.
Вопрос:
Сейчас в самолётном спорте происходят некоторые изменения, по крайней мере так кажется со стороны, появились пилоты-спортсмены, кто как и Вы вложились в свою технику, и не только Вы, но и другие пилоты пробуют себя в программе фристайла, что наиболее зрелищно для публики, может в недалекой перспективе пилотам стоит объединиться и организовать своё пилотажное шоу? Или это все слишком индивидуально и такое едва возможно, как думаете?
Ответ:
Всё возможно и всё можно, если очень захотеть!
Вопрос:
Вернёмся к технике, что касается программы фристайл, это всегда выглядит круто – дым-системы, головокружительный в прямом смысле пилотаж, а что касается вида самолёта, тут нет желания как-то выделиться и использоваться разную раскраску для визуального эффекта или какие-то специальные фишки – например аэродинамические накладки на шасси Экстры? Или это всё не серьёзно и с точки зрения техники не нужно и может даже не безопасно?
Ответ:
Как раз именно эти вещи (обтекатели на шасси) начинают улучшать аэродинамические свойства самолёта. Раскраска самолёта немаловажная вещь причём как для соревнований, так и для обычных полётов. Важно, как смотрится самолёт в небе.
Вопрос:
Какие виды спорта Вас увлекают ещё, может что-то смотрите за кого-то болеете, или сами занимаетесь какими-то видами?
Ответ:
Я с детства очень активный человек. Люблю конный спорт, полёты в аэротрубе, плавание, спортивную стрельбу и поддерживаю навыки в большом теннисе.
Вопрос:
Желаем Вам дальнейших успехов и спортивных достижений самого высокого уровня! Спасибо, что уделили время!
Ответ:
Желаем Вам дальнейших успехов и спортивных достижений самого высокого уровня! Спасибо, что уделили время!